Продолжение серии о символизме белорусского орнамента.
В этой статье я хочу осветить магическое применение рушников нашими предками (но вряд ли они это вообще почитали за магию), дабы непосвящённый читатель проникся глубиной и практичностью традиции. Сиё искусство было доступно каждой хозяйке, им охотно пользовались для достижения желаемого.
Процитирую особо заинтересовавший меня отрывок из книги Кацар М.С. «Белорусский орнамент. Ткачество. Вышивка» (перевод с белорусского мой):
«… чтобы спорилась работа, чтобы не брало никакое лихо, обращались с просьбой к богам – и христианским, и языческим. Довольно распространённая форма такого обращения – жертвенный рушник, вытканный или вышитый за один день и повязанный на крест или подаренный в церковь. Про одну такую жертву и пойдёт речь.
В 1920-е года, после войн, революций, разрушений, послушавшись совета старой бабки, полсотни женщин и девушек из Калинкович собрались и за один день вышили рушник, в декоре которого в образной форме зашифровано обращение к богам-застуникам с просьбой защитить от голода, холода, болезней и несчастий. Каждая из мастериц обращалась со своей просьбой, но в целом получилась продуманная, осмысленная композиция, настоящая поэма про мечты и надежды народа.
В 1935 г., когда довелось услышать историю про рушник-жертву, удалось найти только одну непосредственную участницу его создания – А.Пранько. Она и восстановила по памяти композицию творения (фото 1)».
Со слов мастерицы в первом ряду расположилась Мать-Богиня, мать всех людей – крупные фигуры с поднятыми руками, ромб с крестиком на уровне живота символизирует ребёнка. Фигуры стоят вокруг древа жизни, восьмиконечные розетки обозначают детей (моё примечание: символ «восьмирогов очень многозначен, делать выводы о его символизме только лишь на основе этого творения будет неверно).
Во втором ряду святая Каляда. Два ромба в центре – узор калядок, символ богатства и добробыта. Четыре ромбических фигуры, поделенных на четыре – семья.
В третьем ряду видим символ Купалинки. Вышивали его молодые девушки, которые просили у Купалинки хорошего мужа и счастья в браке. В центре ряда цветок папоротника, символ счастья, по бокам купальские венки.
Внизу расположены четыре женских фигуры, символизирующих защиту брака и семьи, чередующихся с символами детей. Чуть выше изображены короны, под которыми венчаются в церкви. Этот ряд означает просьбу о семье, счастье, здоровье.
Часто женщины обращались к Параскеве Пятнице, бабьей покровительнице. Г.Бялевич (1882 г.р.) вышила ручник в 1914 году, когда её мужа взяли на войну: «Я давала деньги в церковь на молебен за здоровье мужа, ставила свечку, ходила к ворожеям. А ещё вышила рушник в церковь. Всё, что тут вышито, для того, чтобы Параскева Пятница отвела смерть от моего мужа. Говорят, что Параскева – дочь Солнца и Матери-Земли. Потому она имеет великую силу в лечении» (фото 2 и 3 – элементы рушников с символами Параскевы Пятницы). Возьму на себя смелость утверждать, что в Параскеву с христианизацией превратилась Мокошь, которая имеет схожую зону ответственности.
Помнили и о Берегине. Со слов М.Сыроватниковой (1897 г.р.): «Этот узор я взяла у бабки-шептухи, которая помнила крепостное право. Так вот она сказала, что узор зовётся Берегиня, что в Старом Селе была крыница, звали её крыницей Берегини. Вода в ней была святой, целебной, люди ходили к крынице лечиться. Та же бабка объяснила, что вышито на рушнике. В верхнем ряду – сама Берегиня, внизу – вазоны с цветами, зовут их женским счастьем. Это просьба к Берегине, чтобы она дала счастье. А что обозначает большой узор в центре и узоры в виде жучков, я не знаю, забыла спросить у бабки» (фото 4).
На фото 5 мы видим символы Берегини, матери, дитя, оберега. Эти символы вышила бездетная женщина, которая надеялась зачать и родить.
Древний культ предков также оставил свой след в народном искусстве. Верили, что от покойных родичей зависят удача, здоровье, что охраняют они от нечистой силы. На фото 6 изображены символы предков. «Когда хочешь по-настоящему отблагодарить любимых родителей, надо сделать так: на Деды поставить в углу под образами громовую свечу и блюда в миске. Но лучше – вышить узор Радуницы (фото 7 и 8) и душ предков, которые прилетают на Радуницу. Вот это и будет самое большое удовольствие для дедов».
Не стану раздувать размер статьи прочими историями, толкованиями и иллюстрациями, коих очень много: представленной информации должно хватить для прояснения общей канвы традиции и парирования аргументов типа «Чего решили, будто эти рисунки вообще что-то значат?».
Материал написан на основе книги Кацар М.С. «Белорусский орнамент. Ткачество. Вышивка», ссылки на конкретные страницы могу дать, если кому-то потребуется. Для грамотных критиков – да, я знаю, что у Кацар хватает отсебятины и его труды оспариваются, но тем не менее он по-прежнему является ценным источником.