Не берусь утверждать, но имею на то некое мнение. Скорее всего, справедливо полагаю, что главы магически объединений имеют определенные, если не широкие знания в области больше психологии коллектива, чуть меньше педагогики.
Справедливость полагания здесь напрямую зависит от конкретной рассматриваемой организации, поскольку:
а) главы организаций далеко не всегда напрямую контактируют с начальными и средними группами состава, а общение с высшими иерархами и опытными практиками объединения практически всегда подразумевает относительное равенство и даже в ходе обсуждения принципов и алгоритмов обучения в гораздо большей степени напоминает своеобразный педсовет, нежели урок или лекцию. Глава подобной серьезной организации чаще представляет из себя хорошего управленца, чем специалиста по коллективным взаимоотношениям, наставника и/или педагога.
б) некоторые руководители, из известных мне лично (в том числе и вне магического сообщества), вообще не способны чему-либо научить другого человека. От слова "совсем". Не потому, что они глупы или тупы, вовсе нет - сами они усваивают новое очень быстро и эффективно, вполне неплохо, если не отлично, могут что-то улучшить или упростить без потери качества, но вот передать знание далее - увы. Полное отсутствие педагогического таланта и способности точного выражения мысли.
в) иногда психологию общения с членами кланов и ковенов мастерам и главам с успехом заменяет качественно развитое умение НЛП и/или предельно жесткое авторитарное управление группой.
г) в некоторых случаях главы организаций представляют собой инфантильных перенедорослей, имеющих минимум знаний, как научных, так и магических, но обладающих при этом очень развитым ЧСВ (чувством собственной важности) и исключительными амбициями, а держащихся у власти исключительно на том, что остальные члены их объединений еще более глупы и недалёки )
Учитывая, в разумном объеме, все эти пункты - да, для главы организации, а также для мастеров кланов и одиночных учителей знания педагогики и психологии общения, как минимум, не лишние.
Насколько могу судить - у подавляющего большинства практиков оные знания присутствуют не в виде профессионального образования, а были получены на интуитивном уровне и опытным путем в ходе собственного развития. В том числе и через самостоятельное изучение теории.
Значимость знаний сложно переоценить. Ибо от модели выстроенных отношений, характера иерархии, ведущих ценностей, климата коллектива и прочих факторов зависит во многом качество функционирования организации. Так же и от стилей обучения и воспитания, формы организации занятий, методологии в дидактике и воспитании молодых практиков зависит очень многое. И скорость обучения, и его качество, и количество возможных учеников/учителей.
В общем и целом справедливость данного тезиса зависит, опять же, от целей и задач конкретной организации, а точнее - от цели ее главы и его ближайшего окружения. Может случиться так, что качество, как обучения, так и учеников, окажется вовсе не в приоритете.
Прошу со мной согласиться, или не согласиться, может высказать иное мнение. Очень желательно дополнить деталями и фактами. Ибо с организациями я не знаком плотно, интересно как у них все это реализуется.
Свое мнение вроде пояснил, как смог. А вот с конкретными фактами и явками - тут сложнее, поскольку организация, о всей вертикали которой могу говорить предельно уверенно, не совсем типична в плане структуры и управления - приводить ее в качестве общего примера не очень корректно.
Впрочем, как раз на ее примере можно подтвердить необходимость рассматривать каждую такую группу отдельно и без обобщений - здесь глава братства, контактирует напрямую только со своими "заместителями", а они, в основном, работают исключительно с мастерами направлений и несколькими старшими практиками.
А вот эти уже работают именно с личным составом, причем среди них есть весь разнообразный набор - от профессиональных педагогов до полностью самородных учителей.