Писалось мной для иного ресурса, решил поделиться здесь.
Это начало серии статей, посвящённой символизму народной вышивки. Если публике понравится формат и будет интересно содержание, то она будет продолжена.
Медвежья символика в белорусской вышивке
Меня как язычника и практика интересует символизм и традиции народного творчества, особенно в области вышивок. Про составление рунических формул знают все, однако немногие слышали про нашу самобытную форму графической магии, представленную на рушниках. Если селянке что-то требовалось (хорошее замужество, рождение ребёнка, исцеление от болезни, возвращение мужа или сына с войны и т.п.), то она ткала рушник с определённым сюжетом и несла его в церковь, вязала на крест или на дерево.
Часто приходилось слышать, что славянское язычество в нашу эпоху есть мертворожденный новодел, построенная на зыбком песке реконструкция - потому что источников тех времён нет и быть не может. Не берусь обозревать все источники, ибо слишком обширна эта тема, а пройдусь по вышивке, что многое донесла через века.
При изучении трудов на сию тематику с удивлением обнаружил, что не особо далеко от моего города есть Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций, в котором находится крупная коллекция рушников. За квалифицированной консультацией я направился туда. Всю полученную информацию расписывать пока не буду (но конспектировал, утирая пот).
Сейчас хочу упомянуть об одном символе, который меня как «поганца» и почитателя Велеса резко заинтересовал: «медведь», «медвежья лапа» (схематически изобразил его на фото 1). На фото 2 мы видим рушник, который экскурсовод назвал «Медведь на меже»; там «медвежьи следы» окружают символически изображённые поля. На вопрос экскурсовода, догадываюсь ли я о значении этого символа, ответил утвердительно: Велес-медведь является покровителем сельского хозяйства и богатства. Символ можно увидеть на фото 3 и 4 (иллюстрации взяты из книги Нечаевой Г.Р. «Орнаменты Поднепровья»).
Нечаева в своей книге пишет: «Очевидная «косолапость» выступов этого ромба ставит его в разряд знаков с «кокатами» (моё примечание: тут в переводе не уверен, кажется речь о «петухах»), «крючьями». «Ведмедь» существует по соседству с «лапами» (варианты названий на рубахах – «волчья лапа», «медвежья лапа»), дополнительная примета которых «мохнатость», связанная с принадлежностью до нечеловеческого, а также богатством». Связь этих архаичных символов и смыслов явно подводит нас к народной памяти о Велесе, что не стёрли столетия христианизации.
Я сконцентрировался на изучении конкретно белорусской традиции, а символика может меняться от села к селу, не то что в разных регионах. Потому если кто-то может поделиться соображениями поводу, встречал подобные знаки в своих краях, то буду рад.