Здравствуйте.
Возникло несколько вопросов, и надеюсь, что его будет интересно обсудить, очень интересны мнения опытных участников форума.
В "Речи Сигрдривы" дается классификация рун по их назначению.
"Безымянный" учебник связывает данную классификацию с группами рун в аттах.
То бишь первая группа - F, H, T - соответствует первой характеристике рун Сигрдривы - "Руны победы", вторая группа (U, N, B) - "Руны пива", и т.д. и т.п.
И если руны аттов, в принципе, имеют общие (схожие) черты в каждом из случаев, то тут, на первый взгляд, бессмыслица, так как то значение рун, которые приводится в "Безымянном" учебнике не очень то соответствуют классификации Сигрдривы (если двигаться по группам Старшего Футарка).
Выходит, тут два варианта. Либо значение рун понимается сейчас отчасти неверно, и классификация соответствует строю Старшего Футарка. Либо - Сигрдрива группирует руны в отрыве от "классического" строя Футарка.
Косвенно (сомнительный аргумент, но все же) - второе предположение может подтвердить фрагмент копья из болот Крагехуля с тройной формулой "Гебо-Ансуз". Ни Ансуз ни Гебо нет в первой группе, хотя, казалось бы на оружии должны быть "Руны победы". Кстати, я ни могу понять хотя бы примерно назначение такой формулы. Возможно, есть идеи на этот счет? Изображение с формулой будет приложено к теме.
Кстати, попутно еще вопрос. На рунном камне из Кюльвера (примерно 4 век н.э.), где вроде бы как Старший Футарк в полном составе, руна Ансуз пишется иначе, в "зеркальном" варианте. Так же руна изображается по краю бронзового умбона щита из Иллерупа (3 век н.э.), тоже в зеркальном варианте. Сейчас она изображается иначе. Где истина? Может ли она "работать" в подобном "зеркальном" варианте?
Возвращаясь к классификации, если все же Сигрдрива дает группировку рун без оглядки на строй Футарка, то как Вы думаете, какие руны будут соответствовать категориям:
Руны победы,
Руны пива,
Руны защиты от волшебства,
Повивальные руны,
Руны прибоя
Целебные руны
Руны речи
Руны мысли (мудрости)
Групп восемь, и вероятно в каждой - по три руны.
Кстати, и еще, далее по тексту указываются места для начертания рун. Их 24, по числу рун. Возможно, эти места также могут указать на более точное значение рун? Как Вам такое толкование (не мое, нашел в инете):
"... руны украсили
щит бога света, (то есть Фрейра, руна Ингваз)
копыто Альсвинна (Солнечного коня, руна Совелу)
и Арвака уши (еще одного Солнечного коня, руна Дагаз)
и колесницу
убийцы Хрунгнира, (То есть Тора, руна Райдо)
Слейпнира зубы (конечно, руна Эваз)
и санный подрез, (Следы от саней, руна Хагалаз)
16
лапу медведя (естественно, Уруз)
и Браги язык, (речь и вдохновение — руна Ансуз)
волчьи когти (руна Лагуз)
и клюв орлиный, (Например, Суттунга или Тьяцци - руна Турисаз)
кровавые крылья (то есть, лук — руна Эйваз)
и край моста, (то есть границы миров — руна Манназ)
ладонь повитухи (конечно, Беркана)
и след помогающий, (след птицы — руна Альгиз)
17
стекло (лед, руна Иса)
и золото (огонь, руна Феху)
и талисманы, (защитные знаки, руна Отила)
вино (продукт урожая, руна Йера)
и сусло, (зимнее питье — пиво, руна Кеназ)
скамьи веселья, (Вальгалла, Вуньо)
железо Гунгнира, (копья, вероятно, Тейваз)
грудь коня Грани, (коня-друга Сигурда, перекрест збруи — руна Гебо)
ноготь норны (судьбы, руна Пертр)
и клюв совиный. (ночной птицы — руна Наутиз)"
Итого, подытожу, вопросов несколько:
1. Ваше мнение о классификации рун из речи Сигрдривы.
2. Возможное значение тройной формулы Гебо-Ансуз (или Ансуз-Гебо).
3. Противоречия в написании руны Ансуз, какое написание все же верно и почему, на Ваш взгляд.
4. Правильность предположения о соответствии рун местам начертания (узнаваемы ли они в этом случае, и верно ли соотнесены в варианте, который я привел).
Надеюсь на интересные мнения по этим вопросам )