Это -- короткие статьи "азбучного" уровня на тему ритуальной практики. Писались для проекта "Сатанинская Азбука" (не только мной), сайт закрыт, я сохранил материал у себя. Хотелось бы протестировать -- насколько понятно, может, что стоит добавить и проч.
Хотя изначально это писалось именно для сатанистов, всё пригодно для любых оккультистов, поскольку оккульт, если подумать, с Тьмой связан неразрывно. Всего 24 статьи, буду выкладывать мелкими порциями, если кого заинтересует пообсуждать.Сатанист не может не быть оккультистом и не практиковать ритуалов — нет другого средства чувствовать своё родство со Тьмой, «настраивать» работу с бессознательным. Разумеется, это не значит, что «чем чаще — тем лучше»; обычно адепт в самом начале практикует практически каждый день, «нащупывая канал», а затем, когда контакт становится устойчивым, проводит ритуалы уже для чего-то, а не просто так. Конечно, «давно не чувствовал контакт с Тьмой» — это тоже «не просто так», но, начиная с определённого уровня, он постоянен, хотя и «на фоновой мощности». Сатанист — часть Тьмы; Тьма — всегда внутри сатаниста.
Любой ритуал с Тёмной точки зрения — это в первую очередь обращение к себе, к «истинному Я». Это — одно из основных отличий, в «общепринятой» эзотерической практике Запада по большей части обращаются к внешним Силам.
Важно: конечно, можно проводить инвокации, но при этом всё равно есть понимание того, что персонифицированная Сила — сущность, к которой обращаешься, — одновременно и часть тебя. Микрокосм равен макрокосму.
Здесь мы приходим ко второму существенному отличию: не используется никаких «защитных кругов». Обычно «светлый маг», вызывая некую сущность, попросту боится войти в контакт — но тогда возникает резонный вопрос: «А зачем лезть не в своё дело?». Сатанист сам принадлежит Тьме, ему нечего опасаться контакта с Бездной. Конечно, если имярек лишь притворяется Тёмным, то ничего хорошего не получится, но опять же — никто насильно не заставлял, не так ли?
С другой стороны, практически не используется всякое «очищение» местности и прочее. Понятно, речь идёт не о физической чистоте (гигиену соблюдать надо всем), а о том, что «традиционно» рекомендуется проводить «зачистку территории от посторонних». Причина та же: любая магия, в которой каким-либо образом «встроен» монотеизм — противоестественна, и приходится, образно говоря, разгонять природных духов (естественный фон). Сатанизм же, как и язычество, не конфликтует с природой. Желание же «разогнать ангелов, чтобы не мешали» означает зависимость от христианства, что противоречит сатанизму как самостоятельной концепции.
Ещё одно следствие разницы метафизики: в сатанизме нет догм, поэтому естественный для «светлых магов» подход «надо делать всё в точном соответствии с инструкцией» вызывает удивление. Подумайте сами: пусть некий ритуал действительно работал для его изобретателя. Но это часто было в другое время, обычно — в совсем другой культуре, не говоря уж о личных особенностях оккультиста. Считать, что строгое повторение того же самого (причём о внутреннем состоянии автора вы вообще не имеете представления) обязательно сработает у любого другого — это всё равно, что считать, что если некоему повару очень нравится некое блюдо, то любой сможет приготовить то же самое по краткому рецепту, и то, что получится — ему обязательно понравится! Подобное мышление догматично, идёт от «людей книги» — менталитет вида «делать строго как написано, думать нельзя».
Конечно, у ритуала должна быть структура, он строится по определённым правилам, но при этом может весьма существенно меняться под личность оккультиста. Скажем, одному важно во всех нюансах понимать, что говорится, и он будет использовать родной язык, а другому больше помогает торжественность древней латыни — нет «рецепта», главное, чтобы был результат.
Конечно, отсутствие строгости «рецепта» влияет и на подготовку к ритуалу. Часто в классических книгах о магии говорится о важности поста, воздержания и проч. в течение некоторого времени перед действием. Понятно, откуда пошло? В тех же книгах можно встретить и «заклинания», начинающиеся с «я, такой-то, раб божий…». Конечно, если лично вам какое-то самоограничение помогает лучше сосредоточиться, — то запрета нет, но это лично ваша особенность, а не универсальное правило. И, разумеется, ритуал после буйной вечеринки — это тоже не метод.
Пожалуй, главное: «традиционно» маг либо выпрашивает нечто у «высших сил», либо пытается командовать «всякими демонами». Не вдаваясь в критику такого подхода, просто заметим, что с Тёмной точки зрения оба подхода неприемлемы.
Если от ритуала требуется практическая цель, то для её осуществления требуется не унижение и не попытки припахать кого-то за себя, а именно личная работа, с использованием силы своей воли в плане искусства и науки воздействовать на мир должным образом. Для чего его надо чувствовать, понимать, равно как и понимать своё место в этом мире.