Руны и векторное описание мира
У Энмеркара своеобразное представление о магии, сформированное западными оккультными школами и его личным опытом. Практическим или сугубо теоретическим - не берусь судить, не знаю. И не могу сказать, что разделяю его мнение и философию в целом, согласен лишь в определенных моментах, но вместе с тем отношусь к нему и его мировоззрению с пониманием.
Что касаемо непосредственно книги - нашел в сети более-менее приемлемый скан и ознакомительный отрывок, текст которого можно скопировать. Отрывок прочел, остальное пролистал по диагонали. Вот несколько цитат из предисловия и первой части:
Эта книга написана не историком, не этнографом, не профессиональным рунологом, и совершенно не претендует на труд по культурно-историческому, семантическому или мифологическому значению Рун. Она написана практикующим магом и посвящена рассмотрению Рун как доказавшего свою эффективность уникального инструмента упорядочивания сознания оператора и пространства вокруг него. С этой точки зрения Руны рассматриваются, прежде всего, как графическое выражение определенных потоков сил, векторов, по которым происходит перемещение энергии в процессе той или иной реализации.
В общем верно, если не придираться к отдельным терминам. Но это именно тот редкий случай, когда цитата, вырванная из общего контекста, оказывается верной, а остальной текст, описывающий главный постулат предлагаемой системы восприятия рун - личное и крайне спорное понимание сути рунической магии. О чем и сказано ниже:
Поэтому данная книга, конечно, может содержать какие-то историографические неточности, за которые автор заранее приносит свои извинения, поскольку задача написания была лишь в том, чтобы поделиться обнаруженными возможностями применения рунических векторов в жизни человека, стремящегося к гармонизации своего существования, к развитию своего сознания и расширению его возможностей. Еще раз повторим – вашему вниманию предлагается не «классический» труд по рунологии, а лишь изложение мыслей, идей и концепций, которые возникли в ходе личного практического применения Рун и приложения Рунического взгляда на мир.
И именно это восприятие делает эту систему крайне спорной для изучения и применения кем-то еще, кроме самого автора.
Несмотря на то, что автор получил как «классическое» магическое образование в одном из Орденов, относящихся к Розенкрейцеровской Традиции и являющемся одним из ответвлений Ордена Золотой Зари, так и «традиционно-языческое» образование в одной из Линий, поэтому «языческая» взывательная, в том числе, и Руническая, Магия была одной из сфер его деятельности. Так уж случилось, что две традиции – Вызывательная, эвокативная, и Взывательная, теургическая, сошлись в системе его обучения и были им восприняты и применены на собственном опыте. Хочется отметить, что автор не посчитал нужным «синтезировать» эти Традиции и подходы, не создал для себя их «гибрид», предпочитая применять подходы каждой из Традиций в том поле, где они казались ему более уместными.
Но вместе с тем синтезировать руническую магию и создать гибрид из нее - автор нужным посчитал, видимо...
Момент, важный для понимания позиции автора в этом вопросе, заключается в том, что, в отличие от религии, Магия допускает до известной степени смешение Традиций. Несмотря на то, что каждая мифологическая система является замкнутой, скоординированной и самоценной (то есть, в Мифе нельзя добиться эффективного результата, смешивая Традиции), она содержит практические моменты, которые могут оказаться эффективными и в другой системе. Это означает, что тогда когда синкретизация мироописания обычно малопродуктивна, синкретизация практических подходов вполне может оказаться продуктивной для конкретного путника. Вместе с тем, такое соединение всегда должно быть тщательно обосновано теоретически и проверено практически.
И это в общем верно - традиции определенного толка вполне поддаются смешиванию. Смешение магии слов, обрядов, ритуалики, симпатических манипуляций и даже религиозных таинств разных течений и традиций могут дать вполне приемлемый, а иногда и превосходящий работу в монотипе, результат. И Энмеркар в данном случае даже слишком категоричен, работа таким образом вполне эффективна даже в мифологических структурах.
Но, как и всегда, "дьявол" и здесь кроется в мелочах - именно графическую магию рун нельзя смешать с другими магическими системами и получить на выходе рабочую практику, где одновременно будет сосуществовать и
взаимодействовать действительная магия рун и иные техники или графика. Не будут руны работать как-то иначе, чем заложено в них изначально. Независимо от воли и намерений практика, от его желания сработать с ними так, как он хочет.
Но вместе с тем их можно использовать, как уже готовые знаки, для собственных изысканий и практик. Но называть это работой с рунами Северной Традиции, работой в рамках рунической графической магии - некорректно.
Руническая магия – часть древней высокоразвитой системы взглядов, методов и техник существования в реальности Мифа, породившего эту систему. Северный Миф, северное язычество с его духом сурового волеизъявления создало могучий поток, в котором его воля, его мудрость нашли свое максимальное выражение. Однако, к сожалению, совершенно очевидно, что в настоящее время в Европе практически не сохранилось полностью оригинальных систем языческой, в том числе, и Рунической, Магии. Полуторатысячелетнее господство Христианства с его кострами и инквизицией почти полностью вырубило Священные рощи традиционных течений.
Описанное вообще никак не относится к графической рунической магии Старшего Футарка. Искажение Северной Традиции и переплетение ее с христианством сильно повлияло на исландскую руническую традицию, это абсолютно верно. Но не на Старшие Руны и их магию.
Поэтому подходы и магические Школы второй группы рассматривают Силу как векторное поле, составленное потоками разной длины и направленности, и, соответственно, волютивный акт – как создание нового вектора Силы. Понятно, сам скелет операций весьма различен. Как различной природы люди, которым ближе Гоэтика либо Гальдр.
В отношении магических систем в целом - верно. В отношении рунической графической магии - вообще нет.
Уникальной системой опоры, помогающей упорядочить и реализовать токи сознания, являются Руны.
Разве что в качестве уже готовой графической системы, применяемой по собственному почину и по принципу личных сигил. Искать опору сознания мага в графической магии рун - путь в никуда, в тупик.
Никогда не стоит придавать полезному, но все же инструменту, слишком большое значение и пытаться слиться с ним, сделать его своим помощником. Это есть и будет костыль, ограничивающий и лишающий маневренности и гибкости.
Особенно такой инструмент, как руны - удобный и полезный в обыденном повседневном применении, для решения сугубо практичных и прагматичных задач, но не имеющий почти никакого отношения к духовному развитию и совершенствованию, за исключением применения некоторых глифов, как средства связи и коммуникации с Высшим.
Та форма и степень векторизации сознания, которая образуется в ходе взаимодействия с этими Знаками, может быть очень ценной для развития стихии разума без ущерба для стихии чувств. Рунический дух – дух воина-поэта – позволяет сознанию достичь той высокой степени гармонии, которая и делает его высокоэффективным. Процесс вырезания Рун, независимо от того, как он происходит «технически», приводит сознание, психокосмос, в контакт с высокоупорядоченной системой энергий, индуцирующей космизацию и самого сознания.
На мой взгляд и применительно к рунам - высокопарная интеллектуально-поэтическая ерунда Но красиво...
Более того, справедливо и обратное: всякий раз, когда маг пытается упорядочить своё сознание, он, вольно или невольно, сталкивается с векторизованными, а значит – руническими по своей сути силами. К примеру, приучая себя доводить дело до конца, он активирует силу Ингваз, а пытаясь упорядочить получение результата – Феху и Йера, даже если ничего не знает о Рунах. Всякий раз, культивируя в себе чувство всеединства мироздания, маг направляет свое сознание по вектору Эйваз, а эффективно сталкиваясь со спонтанностью – вводит в психокосмос вектор Пертр.
Ну и искаженное понимание рун в целом...
Короче говоря - в качестве литературы для изучения рунической графической магии - очень не рекомендую. Не говорю, что это полная чушь и бред сивой кобылы исключительно потому, что автор честно и открыто сам предупреждает - это его личное восприятие рун и рунической магии.
Если же в качестве освоения личной системы восприятия рун и их магии Энмеркаром - мне совершенно неинтересно, но кому-то может прийтись по душе и быть полезно. Но на мой взгляд и по моему опыту судя - такие системы приносят действительную конкретную пользу и развитие только и исключительно их создателям или полностью разделяющим их мировоззрение сподвижникам.